"ГАЗ" может убрать "лишних"

Главная » Автоновости » "ГАЗ" может убрать "лишних"
16 июля 2009

Обещания руководства "Группы ГАЗ" (подконтрольна бизнесмену Олегу Дерипаске) о закрытии убыточных предприятий могут быть реализованы. Как стало известно Накануне.RU, в Нижнем Новгороде управляющая компания группы собрала руководителей заводов, которым пришлось отчитаться о результатах своей работы. Сейчас в зону риска, в первую очередь, попадают автобусные производства, и, по крайней мере, один из уральских активов Дерипаски – ООО "Курганский автобусный завод" – может быть после этого совещания закрыт. Примечательно, что эту встречу в "Группе ГАЗ" решили никак не афишировать.

Председатель правления "Группы ГАЗ" Сергей Занозин уже давно говорит о возможности закрытия нерентабельных предприятий. Дело в том, что это даже предусмотрено антикризисной программой группы. Ее реализация должна обеспечить безубыточность операционной деятельности на всех производственных площадках с 1 июля 2009 года. Отмечается, в том числе, что закрытие некоторых производственных площадок поможет высвободить 3 млрд руб.

Как стало известно Накануне.RU, совещания Сергея Занозина с руководством дивизионов группы и директорами предприятий идут с начала недели, а среда – последний день этих встреч. Эту информацию Накануне.RU подтвердили в пресс-службе "Группы ГАЗ". Как отметила пресс-секретарь группы Наталья Анисимова, обсуждаются итоги работы за первое полугодие, результаты по сокращению затрат, результаты антикризисной программы, а также целевые показатели на второе полугодие 2009 года.

"КАВЗу", чтобы работать безубыточно, нужно было сформировать годовой портфель заказов на 600 машин. Сергей Занозин заявлял еще в апреле, что если к 1 июля этого сделано не будет, то площадка будет закрыта. В начале июля он подтвердил намерения об остановке производств, правда, каких заводов это коснется, уже не уточнял. Он ожидал, что результаты будут к 10 июля. "После этого будет приниматься решение", - пояснил он. Таким образом, именно от прошедших в эти дни в Нижнем Новгороде встреч можно ожидать принятия судьбоносных для завода решений (а "КАВЗ" уже более сорока лет является одним из крупнейших в РФ автобусостроительных предприятий).

Справка: ООО "КАВЗ" входит в "Группу ГАЗ", основным акционером которой является "Русские машины" Олега Дерипаски (61%). Финансовые показатели группы (2008 год, РСБУ): выручка – 231,3 млрд руб., чистый убыток – 3,35 млрд руб. Основные виды продукции "КАВЗ": автобусы малого класса на шасси ГАЗ (КАВЗ-3976 и модификации), автобусы малого класса на шасси ЗИЛ (КАВЗ-3244 и модификации), автобусы среднего класса ПАЗ-4230 "Аврора".

Показатели завода едва ли порадуют Занозина. Официальный источник на предприятии сообщил Накануне.RU, что за полгода на "КАВЗе" был произведен лишь 121 автобус, а реализовано – 159 (в том числе, за счет продукции, находящейся на складе). Несмотря на то, что в мае-июне показатели начали расти (производилось и продавалось около 30-40 машин), пока тенденций к существенному изменению ситуации нет. Так, портфель заказов на июнь составляет лишь около 30 автобусов. А, например, в январе и апреле на "КАВЗе" не выпустили ни одной машины.

Директор по развитию "КАВЗа" Сергей Бельков рассказал Накануне.RU, что пока предприятие работает, однако 600 машин в этому году едва ли будет сделано. "Сделано очень немного, дело в том, что у нас стоит склад, продаются машины со склада, заказов мало. К сожалению, контрольные цифры по заказам не обеспечиваются", – пояснил он.

На госзаказ, на размещение которого на заводе рассчитывали к июню-июлю, здесь уже и не надеются. Но в первом полугодии большой заказ был отгружен в Никарагуа (130 автобусов "КАВЗ-4235"), за него уже получены деньги, но больше подобных заказов не предвидится, заметил Сергей Бельков.

Таким образом, актив Дерипаски может стать еще одной точкой напряженности, если предприятие встанет. Еще в июне управляющий директор ООО "КАВЗ" Олег Шалаев заявлял, что на предприятии готовится конкурсная документация, и в случае положительного исхода конкурсов завод до конца года произведет около 500 автобусов. Тем не менее, к 1 июля (к этому периоду Занозин требовал отчета) предприятие все еще находится в крайне затруднительном положении.

Первый заместитель директора департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области Владимир Еремеев отметил, что пока у властей нет информации о том, что "КАВЗ" может быть закрыт. По его словам, "у завода есть план до конца года, и он подтверждает его выполнение". Впрочем, он не смог уточнить, о каких объемах идет речь.

Пресс-секретарь "Группы ГАЗ" Наталья Анисимова сказала, что на проходящих в Нижнем Новгороде встречах вопрос о закрытии производств обсуждать не намеревались. "Закрытие производств пока не обсуждается, а обсуждаются итоги первого полугодия и перспективы на второе полугодие", – сказала она. Впрочем, не исключено, что решения будут приниматься после подведения итогов. "Показатели будут рассматриваться в течение еще какого-то периода", – добавила пресс-секретарь.

Стоит отметить, что еще весной власти Курганской области предполагали, что мощности завода могут быть выведены на "Павловский автобусный завод". Эксперты не исключают, что группа все-таки прибегнет к тому, что начать закрывать нерентабельные производства и располагать их на других площадках. Тем более, что даже после выделения госгарантий в 20 млрд руб. на реструктуризацию кредитного портфеля "Группе ГАЗ" она до сих пор имеет проблемы с "Альфа-банком."

Аналитик ИК "Велес-Капитал" Марина Иркли напомнила, что кредитный портфель "Группы ГАЗ" составляет более 40 млрд руб. "В принципе, выделение госгарантий позволяет рефинансировать почти половину задолженности, но, тем не менее, основная проблема - в "Альфа-банке", поскольку все остальные кредиторы уже согласились на реструктуризацию, а "Альфа-банк" этого делать не хочет", – сказала она.

А аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак заметил, что принципиально ситуация на рынке за полгода нисколько не улучшилась. "Впрочем "Группа ГАЗ" предприняла уверенные шаги по оптимизации производства – она смогла сократить производственные издержки и себестоимость продукции на 30%. По большому счету, она смогла договориться с большинством банков о реструктуризации задолженностей. То есть, обозначенную в конце прошлого года антикризисную стратегию группа успешно реализует", – сказал он. Отметим, что у "Альфа-Банка" есть долговые претензии не только к "Группе ГАЗ", но и к другим бизнесам Олега Дерипаски, в частности девелоперским компаниям. Эксперты считают возможным, что "Альфа" намерена добиться реструктуризации общего долга "Базового элемента" Дерипаски.

По мнению Михаила Пака, все же есть риск того, что может быть закрыто производство автобусов на отдельных площадках. "Возможно и объединение производств, например, на базе "ПАЗа", - отметил он. Но основной заказ должен формироваться со стороны государства, и сейчас есть надежда только на это, считает эксперт. Впрочем, как мы уже отмечали, на самом "КАвЗе" надежды на это нет. Дело еще и в том, что госзаказ выделяется на всю группу, и уже она распределяет его по предприятиям в регионах.

Пак считает, что в переносе мощностей "КАВЗа" есть смысл с точки зрения оптимизации затрат. А Марина Иркли замечает, что в первый год закрытие предприятия выгодно не будет – это приведет к сокращению персонала, выплате компенсаций и станет даже определенным бременем для группы. Впрочем, считает она, в дальнейшем это принесет свой эффект.

Постигнет ли еще один актив Олега Дерипаски участь предприятий в Пикалево, судя по всему, будет понятно уже в ближайшее время. Добавим, что сейчас на заводе готовятся к новым сокращениям. В настоящее время на предприятии числятся около 900 человек, а ближайшее сокращение персонала ожидается уже в сентябре: завод подал заявку на высвобождение 122 человек. Примечательно, что еще в конце прошлого года на заводе работали 1,7 тыс. человек, то есть с начала кризиса число работающих снизится почти вдвое.

по материалам :http://www.nakanune.ru/

полный адрес статьи  http://www.nakanune.ru/articles/14167

Наши
телефоны:

(831) 277 84 18 277 84 20